Пятница
29.03.2024
13:24
Поиск по сайту
Форма входа
Категории раздела
Начинающему дрессировщику [12]
Дрессировка щенка [12]
Агрессия у собак [14]
Общая дрессировка [12]
Спортивная дрессировка [4]
Розыскная дрессировка [8]
Собака-телохранитель [15]
Полезное [13]
Положения [15]
Нормативы испытания собак
ПОДГОТОВКА НЕМЕЦКОЙ ОВЧАРКИ К ВЫСТАВКЕ... [1]
НЕМЕЦКАЯ овчарка - самая трудоемкая выставочная собака. Она хоть и не требует дорогостоящего тримминга, стрижки, зато ее владельцы сталкиваются с трудностями, связанными с...
ПАМЯТКА ВЛАДЕЛЬЦА НЕМЕЦКОЙ ОВЧАРКИ [1]
1. Место щенка Место щенка, да и взрослой собаки, нужно организовать в удобном уголке
Воспитание щенка немецкой овчарки [1]
Баннера
Собери мозаику
Калькулятор
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

РАБОЧИЕ СОБАКИ

Дрессировка собак

Главная » Статьи » Начинающему дрессировщику

Зачем собаке учиться? И как ее учить?
Зачем собаке учиться? И как ее учить? 

Что нужно сделать, чтобы дрессировка была эффективной, а между вами и собакой упрочились доверие и взаимопонимание?
Отчего одна собака слушается своего хозяина, а другая нет?
Какие основные принципы лежат в основе обучения и дрессировки?
Как правильно дрессировать собаку?
Как обучать собаку основным навыкам общего курса дрессировки?

На эти и другие "Как?", "Зачем?" и "Почему?" вы найдете ответы, прочитав это краткое руководство.

Большинство авторов физиологические основы дрессировки определяют с позиций условно-рефлекторной теории И. П. Павлова. В соответствии с ней все формы поведения живых существ (включая человека) могут быть объяснены на основе принципа условного рефлекса, и сущность дрессировки состоит в выработке и использовании в работе нужных условных рефлексов.

Согласно этому принципу ранее индифферентный (нейтральный) раздражитель, например, команда "Сидеть!", если ее подавать перед насильственным усаживанием собаки (многократно сочетая команду с принуждением), приобретает значение условного раздражителя и будет запускать условно-рефлекторную реакцию посадки собаки.

В этом случае, по мнению приверженцев условно-рефлекторной теории, между слуховым и двигательным центрами мозга образуется временная связь (так называемая дуга условного рефлекса), и после этого достаточно подать команду "Сидеть", чтобы собака села - все равно, что нажать кнопку "Пуск" на пульте управления.

Так ли это? Приведем примеры, нередкие во время дрессировки.
1. Уже не раз подана команда "Сидеть!", а Рекс не садится смотрит на играющих рядом с ним собак - а ведь совсем недавно он выполнял этот навык немедленно после первой команды.
2. Тузик прекрасно выполняет команду "Сидеть!" и дома, и на улице, и на дрессировочной площадке, а вот на дрессировочном бревне сидеть отказывается.
3. Атос, когда ему подает команду "Сидеть!" маленький Саша, редко садится правильно: то завалит под себя задние ноги, то ляжет или начинает легонько покусывать мальчика, приглашая поиграть, зато Егора Степановича слушается беспрекословно и посадку выполняет точно, как требуется.
4. Подана команда "Сидеть!", но вместо того, чтобы сесть, прекрасно знающий и выполняющий эту команду Рокки вдруг бросается на проходящую мимо немецкую овчарку.
5. Грин не садится на мокрый асфальт, несмотря на то что хозяин вот уже в десятый раз подает команду.
6. Почему вчера Лада работала быстро и без ошибок, а сегодня работает вяло и постоянно ошибается?
7. Отчего Солли выполняет отработанный навык с отсутствующим видом и грустными глазами, а Санни с радостью ждет следующей команды?

Почему после команды "Сидеть!" во всех описанных случаях собаки, не выполняя известный навык, ведут себя по-разному? Ведь согласно условно-рефлекторной теории, отводящей внешним раздражителям главенствующую роль в управлении поведением, команда должна запускать условно-рефлекторную реакцию посадки.

На этот, как и на многие другие вопросы, условно-рефлекторная теория, к сожалению, ответов не дает. В частности, она не в состоянии объяснить сложные формы поведения человека и животных (ассоциативное обучение, инсайт*, способность к экстраполяции направления и тому подобное).

(* Инсайт - это способность животных решать задачи сразу, без предварительных проб и ошибок, своего рода "животное озарение". ** Экстраполяция направления движения - это способность животного по первоначальному направлению перемещения объекта прогнозировать направление его последующего перемещения. Например, если преследуемое животное скрывается за непрозрачной перегородкой, собака чаще всего огибает ее с другой стороны, тем самым сокращая расстояние.)

I. Нравится ли собаке учиться? Почему утром мы просыпаемся и встаем с кровати, затем умываемся, одеваемся, завтракаем и добираемся тем или иным транспортом до работы? Отчего работе одни из нас отдают все свои силы, другие отбывают там время по необходимости? Однако и то и другие обедают, а возвращаясь домой после работы, заходят в магазины, ужинают, смотрят телевизор, ложатся спать. Помимо этого мы учимся, много читаем, посещаем выставки и концерты, кино и театр, общаемся со знакомыми, занимаемся спортом, ходим в походы, строим дома и дачи, рожаем и воспитываем детей, заводим животных.

Зачем все это нам нужно? Почему мы делаем это изо дня в день, из года в год? Что движет нами? К чему мы стремимся? На эти и многие другие вопросы, включая и заданный нами в заголовке, позволяет дать ответы теория функциональных систем, разработанная более 50 лет тому назад академиком П. К. Анохиным.

С позиции теории функциональных систем наше с вами поведение в основном определяют естественные биологические и социальные потребности. Другими словами, когда мы хотим есть, то готовим еду или идем в столовую. Если хочется пить - наливаем себе воду или ищем автоматы с газировкой. В том же случае, если на нас мчится автомобиль, отскакиваем в сторону.

Поведение собак также определяют биологические и, "социальные" потребности; в этом мы очень похожи друг на друга и, видимо, оттого наша многовековая дружба и взаимодействие приносят нам столько радости и тепла.

Несмотря на то, что одновременно потребностей у человека и собаки может быть несколько, в каждый конкретный момент в реальное поведение может преобразовываться лишь одна из них - наиболее сильная. Например, если вам хочется и есть, и спать, и читать, то вы сначала поедите, потом почитаете и лишь затем уснете. В том же случае, если спать хочется очень сильно, вам будет не до еды и не до книги. И у собаки обычно бывает в одно и то же время несколько потребностей, но в каждый конкретный момент доминирует и удовлетворяется лишь одна из них. Например, если собака играет, то есть удовлетворяется ее потребность в игре, это не значит, что при этом у нее нет потребности и еде, воде или половом партнере.

Значит, характер поведения человека, собаки или любого другого живого существа определяется в основном той потребностью организма, которая в настоящее время доминирует, то есть является более сильной.

При этом все действия человека или животного направлены на достижение вполне определенного результата - частичное или полное удовлетворение этой потребности. Однако для того, чтобы доминирующая потребность была полностью удовлетворена, необходимо сложное по своей структуре целенаправленное поведение. В основе его лежит функциональный принцип организации. Попытаемся проиллюстрировать закономерности, его определяющие, на примерах пищевого поведения человека и собаки.

Предположим, что, находясь на рабочем месте, вы захотели есть, однако, как это ни печально, пока не настанет время обеда, вам не удастся утолить голод. Ну вот, наконец можно идти обедать. Тут вы, привлекая свою память, анализируете обстановке. "Диетическая столовая, - думаете вы, - находится недалеко, но там в последнее время плохо готовят. Кафе "Орленок" закрыто на ремонт. В ресторане "Восход" приходится долго ждать, пока обслужат, а мне надо успеть до конца перерыва купить продукты; к тому же там дорого. Столовая N 8 находится в 10 минутах езды на трамвае, там кормят неплохо, недорого и быстро, рядом есть большой гастроном". Выбор сделан - вы решаете ехать в столовую N 8. Однако, проходя мимо кафе "Орленок", видите, что оно открыто, ремонт закончился. Вы идете обедать ту да. Зайдя в кафе, в соответствии со степенью голода и своим вкусом выбираете блюда, порой осуществляя замену их уже на подносе. После чего садитесь за стол и потребляете пищу. После окончания еды, если вы недостаточно сыты, то можете взять дополнительную порцию, а потом, если хватит времени - отправитесь удовлетворять другую свою потребность (пойдете в магазин за продуктами)...

Закономерности, лежащие в основе функциональной системы пищевого поведения человека, можно представить следующим образом.

Вы почувствовали голод; а что это, собственно, значит? Голод - это прежде всего ваше субъективное ощущение дискомфорта, т. е. отрицательное эмоциональное состояние, связанное с недостатком питательных веществ в организме. Другими словами, организм извещает мозг посредством определенных биохимических сигналов, что существует потребность в пище. Эти сигналы запускают деятельность особых центров мозга (мотивационных), формируется мотивационное возбуждение, распространяющееся на различные области мозга.

В результате вы начинаете чувствовать голод и реальное желание пойти подкрепиться - начинает доминировать пищевая мотивация. Пищевая мотивация возникает заранее, с большим опережением во времени, а не тогда, когда организм уже обессилел от истощения. Доминирующая мотивация является мощным направляющим и организующим фактором поведения, объединяя вполне определенные структуры мозга. Пищевая мотивация активизирует также наследственную (генетическую) и приобретенную память.

Это значит, что, захотев есть, вы начинаете вспоминать все, что когда-либо было связано с удовлетворением пищевой потребности в данных конкретных условиях. Ведь опыт добычи пищи в тайге, тундре, тропиках и городе различен. В описанном нами примере вы начинаете проигрывать возможные варианты обедов в том или ином общественном заведении. В том случае, если поблизости от предприятия, где вы работаете, нет ни кафе, ни столовых, ни гастронома, а еду из дома вы не захватили, то пищевая потребность не может быть удовлетворена.

Таким образом, доминирующая мотивация может реализоваться в целенаправленное поведение только во вполне определенных условиях. В нашем случае одним из важнейших факторов обстановки является перерыв на обед и наличие столовой. Получается, что для реализации любой доминирующей мотивации необходимо присутствие вполне определенных стимулов - обстановочных и санкционирующего ("разрешающего"). В данном примере санкционирующим стимулом является время обеда, установленное правилами внутреннего распорядка работы предприятия.

Категория: Начинающему дрессировщику | Добавил: HaCkErsi (16.01.2010)
Просмотров: 850 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0